Память подсказывает красочные описания сражений орлов с самолетами, время от времени появляющиеся на страницах некоторых газет. «Беркут напал на самолет...» «Ловким маневром пилот избежал рокового столкновения с парой разъяренных кондоров...» Цитировать можно долго, таких случаев описано довольно много. Рискуя навлечь на себя гнев журналистов, должен сказать: практически все это маловероятно. В самых достоверных случаях можно предположить, что летчики принимали за агрессивность всего лишь любознательность орлов. Чаще же всего причиной появления таких заметок были, вероятно, случайные встречи на воздушных трассах с крупными хищниками. Мне не доводилось встречаться с королями неба в их родной стихии, но опыт личного общения с ними у их собственных гнезд (где они, надо думать, куда менее миролюбивы) позволяет заверить читателя: орлы на самолеты не нападают. Но есть проблемы действительно серьезные. Бурное развитие авиации и стремительный рост скоростей поставили авиаторов перед непростой проблемой: избежать столкновения самолетов с птицами. При современных скоростях реактивных машин сила удара птицы о самолет может достигать невероятных величин — 30 тонн. Исход такого столкновения часто оказывается трагическим не только для птицы... Первое официально зарегистрированное столкновение летательного аппарата с птицей, закончившееся гибелью летчика, было отмечено в Калифорнии в 1912 году. А сегодня на международных конференциях, специально посвященных этим проблемам, ежегодные убытки от таких столкновений исчисляют многими миллионами долларов. Чаще всего такого рода аварии происходят с военными самолетами, но не избежали печальной участи и пассажирские лайнеры. Львиная доля этих катастроф происходит при взлете и посадке, прямо на аэродромах (особенно на островах и побережьях). Виновниками столкновений чаще всего бывают чайки, буревестники и другие морские колониальные птицы. Попытки прямого уничтожения самих птиц и их гнездовий на аэродромах успеха не имели. После многочисленных опытов лучшим методом было признано все же сочетание акустического воспроизведения записей их криков ужаса с непосредственным отпугиванием птиц соколами. Новая область наших тревог — гибель орлов на электролиниях. Зашагали мачты ЛЭП в безлесные степи и пустыни,— какой же орел откажется от удовольствия поохотиться с удобной приезды, отдохнуть, оглядеться? А крылья оказались шире промежутков между гибельными проводами. Взмах, короткое замыкание — и безжизненное тело рушится к подножию бетонной опоры. В Волго-Уральском междуречье более 60 трупов степных орлов насчитали на 30 километров электролинии. В Калмыкии на 16 километрах подобрали 29 погибших степных орлов. Ситуация тревожная. Сейчас интенсивно разрабатываются защитные устройства, предупреждающие возможность короткого замыкания при посадке хищника на мачту, изыскиваются средства их отпугивания от проводов высокого напряжения. Действенным катализатором в этой сфере оказались выступления прессы: очерк В. Пескова «Птицы на проводах» в «Комсомольской правде», специальные подборки в «Советской России», статьи и заметки во многих других газетах и журналах. В письмах-откликах читатели предлагали разнообразные, подчас весьма остроумные решения* проблемы птицы и электричество. Совместными усилиями энергетиков и орнитологов были разработаны приспособления, блокирующие посадку хищников на губительные для них траверсы опор, в сочетании с удобными приездами, поднятыми на безопасную высоту над проводами. Разные комбинации этих устройств с разной степенью успеха были опробованы в разных условиях: на макетах опор в просторных вольерах у озера Иссык-Куль, на электролиниях в Калмыкии, Поволжье, Казахстане. Это еще не решение, а скорее его эскиз. Для окончательного выбора наиболее эффективных и экономичных защитных устройств понадобятся новые, более массовые их испытания, за которыми должно последовать серийное изготовление отобранных образцов. Работы впереди еще немало. Но на главный вопрос, выдвинутый общественностью 2—3 года тому назад: возможно ли спасти пернатых хищников от гибели на проводах?—специалисты отвечают уже сегодня: да, возможно. Сфера соприкосновения интересов человека и хищных птиц достаточно широка, а оценки деятельности пернатых хищников в разных ее областях отнюдь не единообразны. Суть общего заключения сводится к тому, что хищные птицы в целом для нас полезны и поэтому, несомненно, заслуживают нашей благосклонности. Комплекс только что рассмотренных проблем есть по сути дела проявление разных граней системы: хищные птицы — человек. Ее противоречивость создает напряженность для каждой из взаимодействующих сторон. Справедливым будет признать, что перед хищными птицами возникли проблемы несоизмеримо более тяжкие (загрязнение среды ядохимикатами, преобразование исконных местообитаний, прямое преследование, сокращение популяций и ареалов), чем перед их партнерами по системе (конкуренция в охотничьих угодьях да мелкие хищения на птицефермах). Оптимизация отношений в системе хищные птицы — человек требует решений как многих частных задач, так и ряда крупных проблем. Быстро нарастают скорости и объемы антропогенных преобразований природных экосистем. Эта специфика современности ставит перед популяциями любых видов животных жизненно важную задачу — приспособление к иным, не сопоставимым с естественными, скоростям крупномасштабных изменений. В этой непростой ситуации положение разных групп, отдельных видов и даже популяций пернатых хищников не остается неизменным. К беспрерывным преобразованиям одни адаптируются лучше, другие —хуже, третьи — никак, для одних обстановка улучшается, для других ухудшается, для третьих становится невыносимой, короче...
|